Dativus mensurae.

Датив может означать меру того, чем один предмет превосходит другой или уступает ему. Особенно часто такой падеж употребляется при прилагательных и наречиях в сравнительной степени, например: ἐνιαυτῷ πρεσβύτερος годом старше, οὐ πολλῷ ὕστερον немногим позже.

 

Dativus commodi-incommodi.

Основная функция датива в греческом языке, как и в других языках, - выражение косвенного дополнения при глаголах, существительных, прилагательных и наречиях, предполагающих вопросы: кому? чему? (давать, помощь, враждебный, подобно и т. д.).

По существу этой функцией обладает так называемый "датив пользы-вреда". В этом падеже употребляется название лица или вещи, в пользу или во вред которым что-либо совершается, например: ὑηρεσία τοῖς θεοῖς служение богам.

 

Dativus possessivus.

Датив может означать обладателя и отвечать на вопросы: у кого? у чего? Например: οὐκ ἔστι μοι χρήματα у меня нет денег.

 

Dativus relationis (judicantis).

Соотношения действия с аффектами или точкой зрения говорящего выражает датив отношения, или суждения: ἐμοὶ βουλομένῳ σοὶ λόγοι εἰσίν твои слова соответствуют моему желанию (досл. мне желающему).

Ἐπίδαμνός ἐστι πόλις ἐν δεξιᾷ εἰσπλέοντι τὸν Ἰόνιον κόλπον город Эпидамн находится по правую руку, если плыть (дословно: плывущему) в Ионийский залив.

 

Dativus ethicus.

Датив личных местоимений может означать нравственное участие лица говорящего или того, к кому речь обращена: Κῦρος παῖς ἔλεξεν˙ μῆτερ, ὡς καλός μοι πάππος (Xenoph.) мальчик Кир сказал: "О мать, как красив у меня дедушка!"

Ср. в "Слове о полку Игореве": Что ми шумит, что ми звенит далече рано перед зорями?

 

Dativus instrumenti.

Греческий датив помимо собственно дативной функции, выражения косвенного дополнения (commodi-incommodi, posessivus, relationis, ethicus), обладает локативно-темпоральной (см. обозначение времени) и инструментальной функциями.

Инструментальный датив в узком смысле обозначает предмет, лицо, иногда даже отвлечённое понятие, при помощи которого совершается действие: βοῦς κέρατι παίει, ἵππος ὁπλῇ, κύων στόματι, κάπρος ὀδόντι бык бьёт рогом, лошадь – копытом, собака – пастью, кабан – клыком.

 

Dativus causae.

Датив обозначает причину или внутреннее основание (φόβῳ из страху, ἀνάγκῃ по необходимости, νόςῳ по болезни и т. д.), особенно при глаголах, выражающих эмоции: οὐχ ὕβρει, ἀλλ' ἀνάγκῃ λαμβάνομεν τὰ ἐπιτήδεια мы берём припасы не из-за необузданности, но по нужде; οἱ θεοὶ ταῖς παρὰ τῶν εὐδεβεστάτων τιμαῖς μάλιστα χαίρονται боги особенно радуются почестям (людей) благочестивейших.

 

Dativus modi.

Датив обозначает обстоятельство или образ действия, причём существительные в таком падеже по существу являются наречиями: σπουδῇ тщательно, σιγῇ молча, φυγῇ бегом и т. д. (ср. наречия): οἱ βάρβαροι κραυγῇ προσέρχονται варвары наступают с криком.

 

Dativus limitationis.

Как и аккузатив отношения, датив в этой функции обозначает предмет или понятие, по отношению к которым определяется качество или состояние: φύσει по природе, γένει родом и т. п., например: Ἀχιλλεὺς μὲν ποσὶ ταχὺς ἦν, χερσὶ δὲ ἰσχυρός Ахилл был быстр ногами и силён руками.

 

Dativus sociativus.

Датив выражает сообщество, совместное действие, соучастие и употребляется при глаголах следовать, участвовать, сражаться, состязаться, беседовать, спорить и т. п., например: εὔκλεια ἕπεται τῇ ἀρετῇ добрая слава следует за доблестью; ἀνάγκῃ οὐδὲ θεοὶ μάχονται с необходимостью даже боги не сражаются.

Hosted by uCoz